Россия в залоге

16.12.2014 00:10 | banki.ru
Большая тройка рейтинговых агентств солидарна в негативных прогнозах кредитных рейтингов российских регионов в 2015 году. Общий дефицит бюджета регионов в будущем году составит 8-10% от их совокупных доходов. А в 2017 году регионам придется тратить на погашение долга банкам каждый пятый рубль своих бюджетов.

Лучше ожиданий

По оценкам рейтингового агентства Standard & Poor’s (S&P), вопреки негативным прогнозам, 2014 год оказался для российских регионов лучше ожиданий. Год назад S&P ожидало, что федеральное правительство снизит нагрузку на регионы в части исполнения президентских указов и предоставит дополнительную финансовую поддержку регионам. В 2014-м эти меры были частично реализованы, отмечают в агентстве. К тому же темп роста налоговых доходов оказался несколько выше прогнозов. “Вопреки нашим предыдущим ожиданиям, в 2014 году средние финансовые показатели и показатели долговой нагрузки регионов не ухудшились и, скорее всего, в целом будут соответствовать результатам 2013 года”, – сообщили в компании.

Как пояснила ведущий аналитик направления государственных и муниципальных финансов S&P Александра Балод, на финансовые показатели регионов позитивно повлияли увеличение объема трансфертов федерального правительства и рост налоговых доходов, которые росли в течение трех кварталов 2014 года. “Налог на прибыль дает примерно 20% доходов, трансферты – около 25%. За три квартала поступления по налогу на прибыль в целом по регионам увеличились более чем на 20%”, – отметила Балод. Другая причина – регионы сами приняли меры по сокращению расходов. В частности, провели сокращение инвестиционных программ, расходов на ЖКХ, госзакупки.

На улучшение финансовых показателей в некоторых регионах позитивно повлияла и девальвация рубля. “Те, кто выиграли от девальвации, – достаточно сильные регионы. Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область – там, где есть предприятия, добывающие и экспортирующие нефть”, – уточняет Балод.

Но, несмотря на улучшение показателей в 2014 году, ситуация в регионах в 2015-м будет ухудшаться, прогнозирует S&P. Уже в IV квартале этого года темпы роста налоговых доходов сократятся в результате снижения цен на нефть, ухудшения квартальных финансовых показателей крупнейших налогоплательщиков. Даже на сильных регионах негативно скажутся слабые результаты III и IV кварталов 2014 года, уверены аналитики S&P.

Прогноз агентства Moody’s в отношении кредитоспособности российских регионов в 2015 году – негативный, сообщили порталу Банки.ру в агентстве. По оценкам Moody’s, из-за роста расходов общий дефицит бюджета регионов в 2015 году составит 8-10% от их совокупных доходов. “При этом способность управлять сбалансированностью бюджетов остается низкой, поскольку капитальные расходы уже находятся на невысоком уровне, что не позволит эффективно противодействовать ухудшению финансовых показателей”, – говорит ведущий аналитик Moody’s по региональным и местным администрациям России Владлен Кузнецов. Он отмечает, что дефициты бюджетов привели к продолжающемуся увеличению уровня долговой нагрузки регионов, который, по прогнозам агентства, в 2015 году вырастет на 20-25% на фоне снижения доступности кредитных ресурсов.

Занять, чтобы отдать

По оценке Fitch, долг регионов на конец 2014 года составит порядка 2 трлн рублей. “Но темпы прироста долга в 2014 году сократились примерно до 15%, в 2013 году прирост составил 30%. Таким образом, 2014 год был тяжелым, но основной дисбаланс произошел уже в 2013-м”, – рассуждает старший директор направления “Международные региональные финансы” Fitch Ratings Владимир Редькин.

В S&P указывают, что все большая часть новых заимствований регионов в ближайшие годы будет делаться для рефинансирования уже существующего долга. Директор направления региональных и муниципальных финансов S&P Борис Копейкин признает, что федеральный центр предоставил регионам большой объем бюджетных кредитов, но это комплексно не решает проблему. По оценкам S&P, объем погашения долга российскими регионами в 2014 году составит около 550 млрд рублей, в 2015-м – 670 млрд, в 2016-м – 909 млрд, в 2017-м – 1,2 трлн рублей. Таким образом, в 2017-м регионам нужно погасить вдвое больший объем долговых обязательств, чем в текущем году. “Мы ожидаем, что в 2017 году уровень расходов на погашение обслуживания долга составит уже почти 20% текущих доходов, то есть почти пятую часть бюджетов нужно будет отправить на погашение обслуживания долга”, – говорит Копейкин, добавляя, что большая часть рефинансирования связана с двумя государственными игроками – Сбербанком и ВТБ, которые предоставляют большинство кредитов регионам и муниципалитетам.

Как пояснил Борис Копейкин, ситуация с погашением долга будет определяться несколькими факторами. Один из основных – рефинансирование коротких банковских кредитов. “Пока мы ожидаем, что заимствования будут в основном краткосрочными – это короткие банковские кредиты. Если ситуация будет улучшаться и долг удастся удлинить, то, соответственно, проблема с рефинансированием будет гораздо меньше”, – говорит Копейкин. По его словам, это будет зависеть от федеральной власти. Самим регионам нужно стараться максимально осторожно подходить к расходам и к рискам ликвидности, отмечают аналитики.

Сильные и слабые

На сегодняшний день 10 из 17 регионов, рейтингуемых S&P, имеют “негативный” прогноз по рейтингу. В их числе Москва и Санкт-Петербург. На 1 января 2014 года “негативный” прогноз имели всего два региона, 15 – “стабильный”, один регион – “позитивный”. Сильные позиции у Москвы, Санкт-Петербурга, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого АО, Тюменской и Сахалинской областей. По словам Александры Балод, помимо регионов с нефтегазовыми доходами, неплохо удается справляться с финансовыми долгами Самарской области. “У области есть среднесрочная стратегия управления государственным долгом, в этом году регион неплохо разместил облигационный заем. Кроме того, у области всегда есть запасные варианты – кредитные линии, остатки на счетах. В правительстве области всегда знают, как будут выходить из той или иной ситуации, и будут это делать аккуратно”, – поясняет Балод. Другой положительный пример – город Новосибирск. С точки зрения ликвидности регион имеет сильные позиции.

У Moody’s три города и 14 регионов имеют прогноз “негативный” (всего агентство рейтингует 16 регионов и три города. – Прим. ред.). Директор по региональным рейтингам агентства “Рус-Рейтинг” Антон Табах со своей стороны считает, что крупные заемщики и должники – Москва, Красноярский и Краснодарский край, Якутия, ХМАО, Самарская, Воронежская и Белгородская области – даже с учетом сложного положения, скорее всего, не будут испытывать проблем с обслуживанием и рефинансированием долга. Он приводит в пример Красноярский край, где доходы стабильны уже почти четыре года при росте расходов, а также вырос сбор федеральных налогов с предприятий края в 7,5 раза с 2009 года.

По мнению старшего аналитика компании “Альпари” Анны Бодровой, в I квартале 2015 года мало какой регион, за исключением “зажиточных” центральных, сможет рассчитывать на хорошую доходность. “Среди дефицитных регионов останутся сегодняшние лидеры, позже ситуация с финансами может осложниться в Нижегородской, Самарской и Ярославской областях за счет сужения круга налогоплательщиков”, – предполагает Бодрова. Впрочем, говорят эксперты, и у “зажиточных” регионов не все идеально. Бюджет Москвы, принятый на 2015 год, предусматривает доходы в размере 1,48 трлн рублей, расходы – 1,63 трлн, дефицит должен составить 146,7 млрд рублей.

У банков занимают меньше, у Кремля – больше

Ситуация с банковскими кредитами и облигационными займами для российских регионов очень непростая, указывает Владимир Редькин из Fitch Ratings. “Получение кредитов от банков стало более востребовано, но нужно понимать, что банк обычно пролонгирует кредиты по новым ставкам. Так, если в середине 2013 года ставка по банковским кредитам регионам была около 8% годовых, то сейчас речь идет о 15% годовых. И не факт, что в связи с повышением ключевой ставки ЦБ ставка по кредитам еще не увеличится”, – говорит эксперт.

Объемы облигационных займов регионов сокращаются. За девять месяцев 2014 года регионами было размещено ценных бумаг на 63 млрд рублей, тогда как за аналогичный период 2013-го – на 91 млрд. В 2014 году облигации размещали, в частности, Красноярский край – около 18 млрд рублей, ХМАО – 14 млрд, Республика Коми – 10 млрд. Размещались также Липецкая область – 5 млрд рублей, Новосибирск и Ярославская область – по 7 млрд, а также Карелия и Марий Эл. “То есть мы наблюдаем сокращение на 30%. Фактически доля облигаций в структуре субфедерального долга уменьшается. По данным Fitch Ratings, с начала 2014 года облигационные займы занимали 30% в структуре займов регионами, банковские кредиты – 41%, бюджетные кредиты – 29%. По итогам девяти месяцев банковские кредиты сократились на 33 млрд рублей, а бюджетные кредиты на 67 млрд рублей увеличились.

Fitch Ratings прогнозирует, что в 2015 году тенденция к росту доли бюджетных кредитов, которая началась в 2010 году, сохранится. Хотя бюджетные кредиты являются основным источником финансирования не для всех регионов. Так, Москва и Санкт Петербург практически полностью ориентированы на рыночные займы. “Но регионы со слабой бюджетной обеспеченностью – а, по нашим оценкам, это две трети всех российских регионов – остро нуждаются в помощи из федерального бюджета”, – говорит Владимир Редькин.

Облегчить финансовую нагрузку регионам в 2015 году могло бы ограничение индексации зарплат бюджетников уровнем 5,5%. Правительство разрешило регионам не увеличивать зарплаты больше чем на 5,5%. Но инфляция в будущем году окажется существенно выше. “Если оценивать ограничения на повышение оплаты труда на 2015 год на уровне инфляции, вследствие ускорения роста цен в конце года, темпы роста зарплат будут расти, хотя и меньшими темпами, чем в 2013 году. Скорее, регионы будут вынуждены сокращать капитальные расходы для снижения дефицита бюджета”, – полагает эксперт.

По мнению Редькина, короткая структура долга ведет к риску рефинансирования – регионам необходимо каждые два-три года рефинансировать долг. При этом Крым и Севастополь также могут оттянуть часть средств, выделенных для помощи субъектам в федеральном бюджете. По оценкам Fitch Ratings, в 2015 году в регионах сохранится тяжелая ситуация как с расходами, так и с доходами. Капитальные расходы (инвестиции, строительство) будут сокращаться.

Как считает Владлен Кузнецов из Moody’s, для изменения “негативного” прогноза на “стабильный” требуются стабилизация экономической ситуации и структурный рост операционных расходов темпами, не превышающими 1,5%. Это при условии выполнения текущих прогнозов касательно роста доходной части бюджетов. “Данные факторы должны помочь предотвратить существенное ухудшение финансовых и долговых показателей региона”, – считает Кузнецов.

Впрочем, дефолтов регионов как таковых рейтинговые агентства не ожидают, хотя ситуация будет ухудшаться. “Давление на расходы продолжится, инфляционные процессы увеличатся и могут привести к опережающему росту доходов в номинальном выражении. В результате будет ухудшение ситуации у людей, доходы которых связаны с бюджетной сферой. В номинальном выражении их доходы вырастут, а в реальном – обесценятся”, – резюмирует Владимир Редькин.

Анна БРЫТКОВА, Banki.ru

Добавить комментарий

Поиск по архиву

Поиск по дате
Поиск по рубрикам
Поиск с Google
Top